Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2010 » Апрель » 24 » о персиянках
|
Середина 19 в. Дисклеймер: очередной пост в копилку "Одежда женщин народов мира". На подборку о персиянках меня вдохновила сброшенная мне в аську ссылка на работы иранской фотохудожницы Шади Гадириан, а именно ее серию имитации старинных иранских фото. Скажу сразу - если бы я знала, СКОЛЬКО это займет времени и сил - в жизни бы не взялась. А так, перелопатив весь гугл на предмет иллюстрацй, уже было жалко зря потраченного на поиск времени, да и не бросать же столько всего интересного! - а одних только отобранных для дальнейшей работы страниц было около сотни... сколько страниц было в процессе отбраковано - подумать страшно. А раз уже потратила время на поиски - надо собрать в цельную картину. А раз уже собрала - то и оформить красиво, чтоб читать приятно... Как всегда - те фото, которые взяты с сайта автора - со ссылкой, те, что взяты из подборок "кто-то где-то нагуглил" - без ссылок. Все фотографии сохранялись мной на винт и потом заливались в мой альбом во избежание последующей пропажи иллюстраций и замены их неинтересными крестиками=) Ссылка на источник цитируемого текста - в конце цитататы, там, где оригинал текста был на английском языке - перевод "мой народный", но ссылка все равно стоять будет. Итак, приступим.
Одежда древних персов первоначально была простой и служила в основном для защиты тела. Древние персы занимались охотой и скотоводством, и их одеждой были плащи из звериных шкур. Лишь позже, завоевав и поработив соседние народы, добыв огромные богатства, персы познакомились со многими предметами роскоши и стали одеваться в пестрые и богатые наряды. Горные условия и континентальный климат требовали, чтобы одежда была удобной и закрывала все тело. Поэтому древние персы, как и шумеры, выкраивали свою одежду, что через много веков получило развитие в европейской одежде.
Мужская одежда древних персов состояла из кожаных или меховых штанов («анаксаридов») и кожаного кафтана с поясом. В районах с менее суровым климатом анаксариды и кафтаны изготовляли из плотной шерстяной ткани. Простое население продолжало так одеваться и после того, как царь Кир, покорив Мидию, ввел у себя при дворе моду на мидийский костюм, ставший официальным. Мидийская верхняя одежда изготовлялась из тонких шерстяных и шелковых тканей пурпурного и темно-красного цвета (вероятно, это понравилось персидским царям). Она была широкой и длинной, состояла из кафтана-халата, накидки и штанов. Мидийский кафтан был широким, с очень длинными полами, которые подбирали и подпоясывали. При этом по бокам образовывались складки. Рукава у кафтана тоже были очень широкими, с лучеобразными складками во внутренней части (возможно, это зависело от особого покроя кафтана). Иногда складки рукавов делались из ткани другого цвета. Мидийский костюм носили приближенные царя Кира и высшие придворные чины. Царь также мог жаловать низшим чинам эту одежду в награду за хорошую службу. Простой народ не имел права так одеваться.
Геродот свидетельствовал, что ни один народ не был так подвержен влиянию чужих нравов, как персы. Персидские цари не довольствовались тем, что переняли обычаи и костюм мидийцев; они многое заимствовали и у других народов. Персам нравились костюмы ассирийцев, вавилонян, фригийцев, лидийцев. Постепенно кожаная одежда простых людей была заменена костюмом, изготовлявшимся из мягкой шерстяной ткани. Узкие кожаные штаны заменили шаровары. Знатные придворные и члены царствующей династии носили мидийскую одежду пурпурного цвета, а на головном уборе — бело-голубую повязку, как у царя. Придворные менее высокого сана носили такую же одежду, но другого цвета. Древнеассирийские и древнеперсидские барельефы дают нам представление только о мужском костюме древних персов, но изображений женщин на них нет. Возможно, в Древней Персии женщинам не позволялось показываться публично и запрещалось изображать женские фигуры. О древнеперсидском женском костюме можно судить лишь по изображениям на древнегреческих вазах (здесь он дополнен греческими гиматиями). Костюм знатных персиянок был похож на мужской ассиро-мидийский. Женщины носили широкие и длинные одежды из тонких дорогих тканей с рукавами, часто пестрых расцветок, отделанные каймой. Царские жены носили пурпурные, затканные золотом одежды, и царскую тиару. Обувь древних персов представляла собой кожаные башмаки и высокие кожаные сапоги. Женская обувь украшалась богатой вышивкой.
Головными уборами древних персов были простые кожаные шапки и высокие войлочные колпаки, подобные фригийскому. Богатые знатные персиянки носили круглые шапочки, украшенные драгоценностями, и покрывало, вышитое золотом. ©
 Мужчина в кафтане с золотым шитьём и крылообразными рукавами; женщина в двойном платье с декоративными рукавами и туфлях с вышивкой
 Знатный перс в узорчатом кафтане, расшитом жемчугом, шароварах и остроконечной шапке; знатная дама в вышитом шелковом одеянии из двух частей, диадеме и длинной прозрачной накидке.
Как менялся женский костюм Персии после распространения на этой земле Ислама, сказать сложно. Нет, изображать людей - изображали, но в основном это были иллюстрации войн... или же событий жизни Пророка и сподвижников. И соответственно, на таких иллюстрациях были в основном одни мужчины. Пришлось пересмотреть множество миниатюр, прежде чем я нашла некоторое количество изображений женщин... опять же, в основном среди мужчин=)
 а вот здесь фрагмент с женщинами приблизили:

Как можем видеть на некоторых из миниатюр, женщины Персии закрывали лица минимум с 16 века:
 персидская миниатюра 16 века.
 тоже мниатюра 16 века. Персянки с закрытым лцам удвеленно наблюдают за верховой прогулкой монгольской прнцессы ее прблженных дам с незакрытым лицами.
А это уже картина 18 века:
Persian Woman, plate 91 from Recueil de Cent Estampes representant differentes Nations du Levant tirees sur les Tableaux Peints d'apres Nature..., 1707-08, a painting by Jean Baptiste Vanmour.  Вас не заинтересовала конструкция низа штанин, которые вроде как слитно переходят в носки? Меня вот заинтересовала - это комплект из шаровар и носочков в тон? Ответ на свой вопрос я получила совершенно случайно, наткнувшись в Сети на вот эту литографию:
Литография датируется 1850 годом и изображает разнообразие одежды персидских женщин. Обратите внимание на картинке спрвава на женщину в черной чадре в нижнем ряду. У нее одна ступня босая, а в руках она держит... правильно=) Гибрид чулка и шароварной штанины=) Это чулки такие, оказалось. О как! Картинка снизу из той же серии, и я не стала их разбивать. В нижнем ряду, видимо, служанки и танцовщицы...ну или просто женщины в домашней одежде.
Некоторое представление о том, как одевались женщины знатных вельмож дома, можно получть по следующим трем картинам. Я не знаю, кто написал эти картины и кому эти женщины показывались в таком, более чем приватном виде.
Танцовщица с кастаньетами Холст, масло. 158x90 см. Иран. Династия Каджаров. Первая четверть 19 в. Государственый Эрмитаж. Источник поступления в музей: Гатчинский дворец-музей. 1932
На фоне ярко-голубого неба в проеме открытого окна изображена танцующая под стук кастаньет черноволосая красавица. Образ ее сопоставим с прекрасной Лейли из поэмы иранского поэта XII в. Низами: "Разубрана, как куколка, стройна, Как кипарис, прелестна, как луна....". На танцовщице сложное одеяние: поверх кофты с длинными рукавами надет архалук из коричневого бархата. Талия стянута массивным поясом, через большую круглую бляху которого пропущен красный шарф с голубым набивным узором. Рукава кофты, плечи архалука, подол очень широких шальвар расшиты жемчугом и изумрудами, составляющими геометрический орнамент. Голова девушки украшена маленькой круглой шапочкой, сдвинутой, согласно моде, кокетливо набок. На темени - так называемая джига из черных перьев, она скреплена ниткой жемчуга, свешивающейся ниже подбородка. Наклон головы, жест рук, развевающиеся концы широкого шарфа, широкий шаг босых ног подчеркивают движение придворной танцовщицы. ©
Женщина с розой Холст, масло. 184x94 см Иран. Династия Каджаров. Первая четверть 19 в. Государственый Эрмитаж. Источник поступления в музей: Первый филиал Государственного Эрмитажа (бывший музей училища Штиглица). 1925
На фоне открытого окна с поднятой завесой запечатлена одна из затворниц гарема иранского правителя, чья красота сопоставима с образом Лейли из знаменитой поэмы Низами "Лейли и Меджнун": "Шалунья! Взмах одних ее ресниц Пронзает сердце, повергает ниц... .........................>.. Румянец, родинки, сурьма очей - Все станет завтра звездами ночей..." Изящными жестами рук, окрашенных согласно традиции хной, дама кокетливо держит розу и стаканчик шербета. Художник подробно запечатлел своеобразие придворного женского одеяния первой четверти XIX в. Прозрачная кисейная рубашка пирохан, сквозь прорезь которой светится обнаженное тело, сочетается с кофтой из типично иранской полосатой ткани. Чрезвычайно широкие темные шальвары затканы крупным повторяющимся узором. Рисунок и складки ткани переданы плокостно, что характерно для иранской масляной живописи ранне-каджарского периода. Мастерство тегеранских художников, работавших в первой четверти XIX столетия при дворе династии Каджаров (1796 - 1925), выражалось в ювелирной передаче одеяний и натюрморта. В этой картине восхищает прозрачность мазков, передающих складки ниспадающего воздушного шарфика и молочное стекло штофа. ©
Женщина с диадемой Холст, масло, клеевые краски. 150x89 см Иран. Династия Каджаров. Середина 19 в. Государственый Эрмитаж. Источник поступления в музей: приобретена у Д.К. Петрова. 1928 Одна из серии картин, представляющих придворных красавиц в рост и предназначавшихся для убранства дворца иранского правителя. Дама в прозрачной накидке изображена на фоне окна, почти закрытого темно-красной завесой. Слева тщательно выписана изящная колонна со сложной капителью. Одежда и прическа женщины говорят о времени создания картины. В годы правления Мухаммад-шаха (1834-1848) усиливается проникновение в Иран европейской культуры, в частности моды. Иранские дамы начинают носить очень широкую юбку, напоминающую европейский кринолин. Такая юбка сочеталась с типичными для придворного иранского одеяния деталями: шелковой прозрачной кофточкой и надеваемым поверх нее архалуком с длинными рукавами. Между краем рубашки и юбкой виднелось обнаженное тело. Естественно, такой фривольный костюм носили красавицы гарема, никогда не покидавшие дворца. Голова дамы украшена диадемой с большим эгретом. Точно такую же диадему она держит в руках, окрашенных, согласно восточной традиции, хной в красный цвет.
К середине XIX в. иранские художники освоили европейские техники живописи. Складки пышной юбки, например, проработаны тонально клеевыми красками. Масло художник использует только для детальной передачи узорчатой каймы подола юбки, манжет кофточки, драгоценностей. © 
Вот, кстати, нашла иллюстрации к собственно поэме Низами "Лейли и Меджнун":

Ну и еще нашла - увы, только обложку - вот такой книженции:

Одна женщина, вдохновившсь миниатюрами 16 века, разработала выкройки этих женских одежек, желающие могут попробовать сшить=)


Не уверена, что эти картинки нужно вставлять именно в этом месте повествования, - но я просто не знаю, куда их еще приткнуть:
 свадьба. видимо, все изображенные - родственники, потому что свадьбы по идее там гуляют раздельно
 семья празднует норуз (персидский новый год)
 современная, видимо, картина, изображает неизвестно кого... ну МНЕ незвестно, по крайней мере 
Некоторое представление об одежде персидских женщн можем найти в росписи стен Исфаханского дворца:

Далее мы можем видеть документальные свидетельства, как некоторые женщины одевались дома. В частности, женщины шахского гарема.
Первая фотография в столбике справа - фотография Ансиодоллы, одной из 90 женщин гарема Насер эд-Дин Шаха, который правил Ираном с 1848 по 1896 год.
Будучи ещё юным, в 13 лет он впервые познакомился с фотографией и так был увлечён процессом, что, став монархом, в 1858 году пригласил в Тегеран французского фотографа Франсиса Карлиана, чтобы создать в своём дворце первую официальную фотостудию. В конце 1870-х годов русский фотограф Антон Севрюгин открыл в Тегеране фотоателье на паях со своими братьями. После этого Севрюгин стал придворным фотографом Насер эд-Дин Шаха, создал настоящую фотолетопись Ирана с 1870 по 1930 год и за свои заслуги даже получил звание хана.
Во дворцах Севрюгин и другие фотографы могли снимать самого шаха, его родственников мужского пола, придворных и слуг. Однако, и сам Насер эд-Дин Шах занимался фотографией: для себя он оставил эксклюзивное право снимать свой гарем - эти фотографии он печатал собственноручно в дворцовой лаборатории. (Тем не менее, они все же стали достоянием общественности. История этого хана, к слову, замечательно иллюстрирует, почему я утверждала и утверждаю, что запечателевать на фото/видео можно только то, что готов впоследствии показать кому угодно. - Sertap). В собрании Голестана есть даже фотографии обнаженных женщин (!), которые надежно заперты в кабинете с 1979 г., когда в Иране произошла Исламская революция. Шах был неплохо образован, вёл довольно сибаритский образ жизни и ощущал на себе сильное влияние Европы, что в итоге привело к росту недовольства даже среди приближенных, а позже и смерти шаха. Насер эд-Дин Шах тратил большие средства на содержание дворцов и зарубежные поездки, которые он старался совершать ежегодно, в отличие от своих предшественников (он был первым иранским правителем, посетившим Европу).
В 1873 году он побывал в Париже, а затем по приглашению Александра II посетил Санкт-Петербург. В обеих столицах шах побывал на балете, и был так очарован танцовщицами и их костюмами, что, вернувшись в Тегеран, заставил своих жен облачиться в короткие пышные юбки наподобие балетных пачек (в Иране их назвали шалитех - shaliteh) поверх цветастых штанишек, жилетки, белые или черные носочки и атласные туфли. Единственное, от чего женщины-мусульманки не отказались, это платок, покрывающий голову так, чтобы ни шея, ни уши не были видны. Такова легенда появления коротких пышных юбок в тегранском гареме.
Из шахского гарема мода на шалитех умудрилась выбраться на волю, и в некоторых домах женщины тоже надевали короткие юбки, а в ателье Севрюгина снимались даже с непокрытой головой.
Насер эд-Дин Шах хранил фотографии в обтянутых атласом альбомах в своём дворце Голестан (ныне музей). Это уникальное и экстраординарное собрание, которое хранится в пуленепробиваемой и устойчивой к землетрясениям комнате дворца, насчитывает около 50 тысяч единиц хранения, к которым имеют доступ только исследователи и иногда журналисты. Около 50 работ неважного качества экспонируются на первом этаже музея. Работам Севрюгина повезло больше – они находятся в разных собраниях и более доступны. Экстраординарность фотографий заключается в том, что в середине XIX века по шиитским законам считалось недозволительным фотографировать лица людей (тем более женщин), и возможно это было лишь потому что, закон нарушал самый могущественный в стране человек – шах, и богословы не могли ему противостоять. Насер эд-Дин Шах ввел так же моду на документальную фотографию, требуя, чтобы были запечатлены его путешествия, дворцовые церемонии, он посылал фотографов снимать военные действия, архитектуру и исторические места и обязал местных правителей присылать ему фотографии вместе со своими докладами. Снимки часто подписывались и сортировались по категориям.
Фотографии женщин оспаривают общепринятое представление о жизни в гареме – шахские жёны выглядят вполне современными для того времени и уверенными в себе, они спокойно смотрят в объектив фотоаппарата, не кокетничая и не робея. Можно даже предположить, что у жен в гареме были дружественные отношения – на некоторых фотографиях запечатлены группы на пикнике. По снимкам жён Насер эд-Дин Шаха можно судить и о вкусах монарха – его жены были пухлыми, с густыми сросшимися бровями и часто с очень заметными темными усиками. ©


Вот другие фотографии женщин из гарема Насреддин-Шаха, в том числе одна фатография его матери и одна фотография - дочери. Как мы видим, фотографироваться в балетных пачках согласилось далеко не большинство женщин. Зато некоторые согласились позировать хозяину гарема с непокрытой головой (следующе 7 фотографий взяты отсюда):
 мать шаха  дочь шаха, Taj-al-Saltaneh
жены и наложницы:


Если исключить одтельные маргинальные случаи, описанные выше - то в конце 19 - начале 20 века персидская женщина-горожанка под чадрой выглядела вот так:
 или же вот так - в полураспахнутой чадре (фото авторства того самого упомянутого выше Севрюгина):
 Еще интересные фотографии, сделанные этим самым Антоном Севрюгиным, можно найти в подборке Antoin Sevruguin (эти фотографии были найдены здесь). Фотографии в основной своей массе датируются расплывчато - 1840 - 1933. Хороший такой интервал (а скорее всего просто годы жизни фотографа) =) Но фотографии хорошие и интересные.
курдские женщины Ирана:

 иранские цыганки  женщина убаюкивает ребенка
 ковро...ткальщицы? -ткачихи? за работой  две девочки
а это фото он сделал в 1900 году в Тегране - фотопортрет принцессы Malekeh-Afagh Khanoum Bahmani-Qajar

Эта фотография 1921 года позаимствована с просторов Википедии и иллюстрирует домашнюю одежду персидских женщин. Было ли это влияние той самой "просочившейся из дворца Насреддин-шаха" моды на короткие юбки поверх узких брючек, или является вариацей одного из традиционных видов женского костюма - неизвестно.
не знаю, к какой метсност отностся это фото, но мне было жалко просто оставить его без внимания.
А это, собственно, вдохновившая меня на поиск персидских одежек и написание этого поста (сказал бы кто позавчера, что такая простыня получится - не поверила бы ) фотосессия-стилизаця под конец 19-20 века от иранского фотографа Шади Гадириан (это ссылка на сайт автора). Она не удержалась от небольшой шалости и в некоторые кадры поместила современные предметы=) Зачем только она им так губы намалевала - загадка.





Нельзя говорить о каком-то общеперсидском женском костюме. Согласно материалам сайта The Circle of Ancient Iranian Studies, одежда женщин варьировалась в зависимости от региона и принадлежности к этнической группе:
Balouchi  Bakhtiari
Gilani  Kashani (Kurdish)
 Lori Mazandarani
 Qashqai Qouchani
Это, насколько я понимаю, не все типажи персидского женского костюма - но только самые массово-распространенные. Но есть другие, о чем можно судить ... по иранским маркам, например:
 я не знаю, который з них который, увы. Но, думаю, просто посмотреть, что есть и такие вариации, будет нелишним с точки зрения интереса=) Что лично меня улыбнуло - там, где марки с женщинами в паре с марками, на которых изображены мужчины - себестоимость марок с женщинами стабильно выше 
Путешественники, посещавшие Персию в 18-19 веках (а Ираном страна стала называться только с 1935 года), оставляли свдетельства о том, что женщины Персии носили чадру, а спереди на уровне лба подвязывали прозрачные белые покрывала, скрывавшие их лица. Впрочем, было очевидно, что женщины Персии носили эту уличную одежду с давних пор, однако никто не знал, с каких ©. Выглядело это вот так:


Традицонно иранская женщина ассоциируется с ношением чадры, однако немногие знают, что этот предмет одежды был под запретом в период с 1936 по 1979 годы. "Реза Шах Пахлави, под влянием программы Ататюрка по вестернизаци Турции, тоже надеялся, что к его народу европейцы будут относться как к равным, если только они станут носить европейскую одежду. Его "Закон о реформе одежды" предписывал мужчнам носить костюмы, пальто, а также шляпы а-ля Пахлеви... Из-за настроений масс и религиозной оппозиц Шах медлил с реформой женской одежды. Однако в феврале 1936 чадра была обьявлена вне закона" © Согласно свидетельству Мир-Хосейни, "полиция арестовывала облаченных в чадру женщин и силой сравала ее с них" © Полиция штрафовала облаченных в чадру женщин, врачам запретили оказывать им медицинскую помощь, а также таким женщинам было запрещено появляться в общественных местах - на кинопоказах, в банях, и в автобусах. Жена и дочь шаха, задавая стандарт женской одежды, появлялсь на публике непокрытыми. © Такая политика вызвала гнев не только у богословов, но у множества простых женщин, для которых появление на публике непокрытыми было равнозначно наготе. Однако про-западно настроенная прослойка общества восприняла запрет положительно. ©
 фото 1936-го года, сделано в первые дни, когда женщинам в Иране запретили надевать чадру и соблюдать хиджаб. некоторые все же замотались платком ПОД шляпкой европейского образца.
Небольшое послабление дресс-кода началось в 1941 году, после отречения Шаха Реза от престола. Применение силовых методов борьбы с лишними на взгляд властей элементами одежды было запрещено, однако общая тенденция препятствования ношению закрытой одежды сохранилась в течени всего правления династии Пахлеви. В период с 1941 по 1979 соблюдение хиджаба более не считалось противозаконным действием, однако существенно препятствовало продвижению по соцальной лестнице, было признаком отсталости и показателем низкого класса. Что там чадра - даже платок на голове предопределял отсутствие шансов продвижения по работе и в общественной жизни не только для работающих женщин, но и для работающих мужчин, от которых все чаще ожидали появления на различных мероприятиях в сопровождении жены. Фешенебельные отели и рестораны не обслуживали женщин в чадре, школы и университеты активно протвостояли ношению чадры, хотя к просто к платкам относлись терпимо. Было обычным явление, когда девушки из традиционных семей должны были идти в школу в чадре, снимать ее у школы, и затем одевать по дороге домой. ©
Зато правтельство более чем поощряло, чтобы женщины выглядели вот так:
 газетная заметка 1968 - "около четверти фзков-ядерщиков Ирана - женщины". И фото иранских женщин PhD's на фоне исследовательского реактора
и даже вот так (Сборная Ирана по синхронному плаванию. Может мне кажется - но по-моему двум девушкам в первом ряду явно неуютно. Что они в таком случае делали в сборной по синхронному плаванию - другой вопрос.)

а вот так выглядели последний шах и его семейство - фотографи с коронации:

Правительство в лице шаха делало ставку на женщин. Про-западных и "лишенных предрассудков". Ирония судьбы заключается в том, что женщины - не эти, а другие - были чуть ли не основной движущей силой Исламской Революции, которая свергла шахский режим. Был принят новый закон об одежде - но на этот раз предписывающий необходимый минимум одежды, который должен быть на женщине и на мужчине. Женщины в чадре, с которыми предыдущее правительство боролось почти полвека, вновь заполнили улицы городов. К слову, чадра не является обязательным элементом женской одежды в Иране (за исключением некоторых катергорий госслужащих, где она входит в комплект униформы), однако ее по-прежнему носят очень многие.
Следующе 4 фотографии позаимствованы отсюда


Чадра не обязательно должна быть именно черного цвета, который выбирают, видимо, за немаркость. Потому что чадра, кроме прочьего, защищает одежду женщины от уличной пыли, которой в Иране при местном климате - предостаточно. Домашняя чадра (чадра, которую женщина надевает дома, когда в доме посторонние мужчины) - так и вовсе, насколько я поняла, никогда черной не бывает. Но многие дамы предпочитают более веселые расцветки и для уличных чадор:
 молодая жена из Исхафана в белой домашней чадре©  женщины возле мечети в г. Куме ©
 ©  Исфахан. Женщины на пятничной молитве. ©
Базар в Бандре-Аббасе, на побережтье Персидского залива. Дама в правом верхнем углу продает чадры разных цветов, в этом прибрежном городе черную чадру почти не увидишь. © а это Тегран. Но чадор на женщинах тоже не черные ©
©  ©
Самое заметное, бросающееся в глаза всем, кто приезжает в Иран, ограничение для женщин — одежда. Девочка с девяти лет обязана носить хиджаб, то есть закрывать волосы, руки до кисти, ноги по щиколотку, если её видит чужой мужчина (вопрос о том, кто в исламе считается «чужим», заслуживает отдельного разговора). Это значит, что на улице, в офисе, в транспорте, в собственной машине, а также дома при крайне религиозных родственниках женщина должна быть одета в брюки, необлегающую рубашку с длинным рукавом, которая прикрывает ноги до середины бедра (а лучше до колена), и платок. А ещё это значит, что женщину, отступившую от требований, полиция нравов имеет право арестовать и для начала провести с ней воспитательную беседу.
Когда закон строг, обычно находятся люди, которые будут готовы его не только выполнить, но и перевыполнить. А потому девочки в Иране обязаны одеваться по всем правилам даже не с девяти лет, а с первого класса школы (шесть лет), т.к. форма для самых маленьких предполагает тот же набор элементов. И несмотря на то что школы в Иране раздельные, а преподают в женских школах исключительно женщины, то есть никаких «чужих» мужчин там нет и близко, девочки не имеют права нарушить дресс-код. Предлагаю читателям самим решить, хорошо ли это.
Есть в Иране место, где хиджаб или же отдельные его части вам с радостью подарят. И место это — международный аэропорт. Если вас вдруг угораздило прилететь в Иран без платка и в коротких штанах, можете смело рассчитывать на государственные носки и шарфик. И, вероятно, на ту же чадру. Не могу показать вам полный список вещей, который нерадивая туристка получает в подарок на иранской таможне, поскольку лично я (в смысле, автор этой цитаты, а не я - Sertap) перед выходом из самолёта обычно закутываюсь по самый нос.
Во многих мечетях, госучреждениях и даже университетах сотрудницы и посетительницы должны, помимо всего прочего, облачаться ещё и в неё. Если вам туда очень нужно, а чадры у вас нет, вам совершенно безвозмездно выдадут её напрокат.
Обычно, когда говорят о нарушениях прав женщин на Востоке, забывают о том, что мужчины тоже кое в чём ограничены. То, что я скажу сейчас, должно по идее слегка облегчить острое воспаление феминизма, спровоцированное разговорами об иранской женской одежде. Но облегчение будет временным и незначительным, т.к. правила для мужчин далеко не такие строгие. Мужчины в Иране не имеют права носить шорты, футболки или рубашки с коротким рукавом и вызывающие причёски (например, из-за панковского хохолка можно оказаться в том же полицейском участке, куда свозят
|
Категория: Новости |
Просмотров: 3641 |
Добавил: muring
| Рейтинг: 2.7/3 |
|
|