Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2010 » Июль » 8 » ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯВ БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
23:12 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯВ БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ |
В условиях мирового финансового кризиса банкам приходится функционировать в более сложной внешней среде иОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯВ БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
Ключевые слова: система управления, маркетинг, менеджмент, система управления рисками.
В условиях мирового финансового кризиса банкам приходится функционировать в более сложной внешней среде и
достижение поставленных целей становится возможным за счет совершенствованияобщейсис>темыуправления. Систему управления в таких условиях следует рассматривать через подсистемы менеджмента, маркетинга и управления
рисками .Для того чтобы определить особенности общей системы управления банковской деятельностью, необходимо
рассмотреть основные принципы, цели и задачи этих подсистем.
СИСТЕМА УПРАЛЕНИЯ В СФЕРЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
ПОДСИМТЕМА БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
ПОДСИСТЕМА БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА
ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
Как известно, в сфере банковской деятельности в качестве субъекта управления выступают органы управления
кредитными организациями. Объектами управления являются денежные ресурсы и их движение (финансовыйменеджмент),
организационные структуры банковской системы (отдельного банка), персонал и клиенты (физические и юридическиелица)
банка. Основные требования к осуществлению банковского менеджмента выражаются в принципах управления, которые являются
общими для всех сфер деятельности. Но наряду с общими принципами в каждой сфере действуют принципы, выражающие
специфические требования к управлению в данной деятельности, отражающие особенности деятельностиорганизации. Проведение эффективного менеджмента является важным инструментом устойчивости банка, особенно в условиях мирового
финансовогокризиса. Банковский менеджмент необходимо рассматривать комплексно, во взаимодействии финансового управления и управления
ресурсами. Это обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия. Поэтому банковский
менеджмент целесообразно рассматривать как деятельность, связанную с внутрибанковским регулированием и
направленную в первую очередь на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государст
венногонадзора. Финансовый менеджмент охватывает управление движением денежного продукта, егоформированием иразмещением, всоответ
ствии с целями и задачами конкретного банка. Основными направлениями финансового менеджмента являются: разработка
банковской политикисконкретизациейпо>отдельнымсферам деятельности банка (депозиты, кредиты, инвестиции, услуги и т.
д.), управление активами и пассивами банка, управление ликвидностью, управление доходностью, управление
собственным капиталом, управление кредитнымпортфелемит. д. Вторая составляющая подсистемы банковского менеджмента – управление ресурсами – направлена на рациональное
использование материальных, финансовых, информационных и трудовых ресурсов как необходимое условие эффективности
в том числе и финансовогоменеджмента. Основные функции, выполняемые системой банковского менеджмента: анализ, прогнозирование, принятие управленческих
решений, планирование, организация, координация, коммуникация, мотивация, контроль и учет – отображают не только
содержание всех процессов подсистемы банковского менеджмента, но и всей системы управления в сфере банковских
услуг и приводят в итоге к повышению эффективности всейсистемыуправления. По мнению западных специалистов [8, р. 99], финансовые услуги все вбольшей степени попадают под влияние рынков и
потребителей, поэтому для менеджеров возрастает приоритетность маркетинга с его акцентом на создание новых товаров
и сегментацию рынка, продвижение продуктов на рынок и обслуживание потребителей. Маркетинг становится одним из
важных стратегических факторов успеха в банковском деле наряду с общим управлением, финансами и технологиями. Большинство отечественных исследователей определяет банковский маркетинг как «комплексную систему организации
создания и сбыта банковских продуктов, ориентированную на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и
получение прибыли на основе изучения и прогнозирования рынка» [7, c. 67]. Это предполагает четкую постановку целей
банка, формирования путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов. Особенностимаркетингаопре>деляютсяне только тем, что банки оказывают услуги, а не производят товары, но и спецификой
самих банковских услуг. Исключительные особенности банковских услуг (комплексная, функциональная роль в
обеспечении экономики платежными средствами; регулирование количества денег в обращении; поддержание функ
ционирования института денег) определяют специфику и особенности банковского маркетинга, к ним можно отнести:
устойчивое сотрудничество с клиентами; системный и детальный анализ клиентской базы банка, ее оптимизация; учет
наличия прямых и обратных связей между рисками банка ирискамиклиентов; к сложностям можно отнести достаточно
затрудненное получение банковской маркетинговойинформации. Специфика банковского маркетинга заключаетсяивтом, чтобанкзаинтересованне только в привлечении вкладов, но и в
активном использовании привлеченных средств как юридических, так и физических лиц. Отсюда можно предположить, что
основным принципом банковского маркетинга является комплексность самого маркетингового процесса, а также
взаимосвязанность его с процессами анализа, планирования, регулирования и контроля как в сфере отношений банка с
индивидуальными вкладчиками средств, такивсферекредитныхвложен>ий. Следовательно, основными элементами подсистемы банковского маркетинга являются: исследование банковского рынка;
отбор целевых рынков; разработка и реализация стратегии в области продуктов, цен, распределение. Специфика разработки новых банковских продуктов состоит в том, что банку становится невыгодным оказание услуг,
рассчитанных на усредненный уровень требований. Банк стремится выделить и должным образом проанализировать ту
часть рынка, те группы потребителей, на запросы которых намерен ориентировать свои услуги для вы
борасобственнойстратегиир>азвития. Изучение же внутренних возможностей банка включает в себя анализ показателей финансово-хозяйственной деятельно
сти банка; затрат на производство банковской продукции; затрат на стимулирование и рекламу. Важную роль при
подготовке решения о внедрении той или иной формы банковской услуги играют прошлые успехи или неудачи банков в
смежных сферах деятельности. Таким образом, можно сказать, что главными задачами (целями) банковского маркетинга являются – изучение клиентов,
выявление их потребностей; создание и реализация банковских продуктов, удовлетворениезапросовпо>требителейит. д. В условиях мирового финансового кризиса банковская система требует качественного уровня оценки и управления
рисками. Объектом управления является весь банк в целом. Через подсистему управления банковскими рисками также
осуществляется достижение основных целей и задач банковской политики. Подсистема управления банковскими рисками
является важнейшим элементом системы управления в сфере банковскихуслуг. Рассматривая сущность, цели и задачи подсистемы управления банковскими рисками, нельзя не отметить первостепенную
необходимость соблюдения основных принципов управления. В наиболее общем виде принципы управления можно определить
как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и
уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей)
способствует достижению поставленных перед обществом целей и задач. К основным принципам управления банковскими
рисками следует относить [2, c. 115]: • целостность (необходимость рассматривать элементы совокупного банковского рискакаксовокупнуюцелостн>уюсистему);
• открытость (запрет на рассмотрение данной системы как автономной или обособленной, ибо система «банковские риски»
подвержена воздействию целого ряда внешних факторов и, в свою очередь, является подсистемойсистемы«банк»)>;
• иерархичность строения (элементы системы должны иметь строгую подчиненность);
• структуризация (система «банковские риски» должна иметь четкую структуру, основнымкритериемкоторой>являетсяединство
устойчивых взаимосвязей между ее элементами, атакжезаконовданныхвзаимо>связей);
• эффективность (система должна стремитьсякмаксимумусвое>йэффективности).
Вышеуказанные принципы вытекают из необходимости системного подхода к управлениюбанковскимирис>ками. Управление подсистемой банковских рисков является одной из важнейших логичных составляющих организованного
процесса функционирования банка. Подсистема управления банковскими рисками должна органично вписываться в общую
систему управления в сфере банковских услуг, а также должна быть взаимосвязана с другими подсистемами общей системы
управления. В настоящее время, когда изменяются условия функционирования коммерческих банков в сложной внешней среде, достиже
ние поставленных целей становится возможным только за счет разработки и повышения изменения качества системы
управления. Поэтому разработка эффективной системы управления в условиях мирового финансового кризиса становится
достаточно актуальной.
|
Категория: Новости |
Просмотров: 632 |
Добавил: muring
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|